Строительство имеет характерные отличия от других отраслей производства – по техническим, экономическим и организационным признакам. Одну из ключевых ролей играет отдел материально-технического обеспечения, бесперебойная работа которого оказывает влияние на процессы реализации строительных проектов по срокам и стоимости. Сэкономить на покупке стройматериалов можно — нужно только знать правильную тактику снижения расходов.
Организация работы отдела снабжения строительной компании
В небольших компаниях функции обеспечения могут выполнять несколько сотрудников по совместительству с основными обязанностями. Но в крупных строительных компаниях работа с поставщиками строительных материалов ведется централизованно.
Отдел снабжения строительства выполняет следующие функции:
- несет ответственность за обеспечение строительными материалами объектов строительства;
- осуществляет заказ материалов по заявкам;
- отслеживает наличие необходимого оборудования и инструментов.
Специалист отдела снабжения должен иметь представление о логистической работе, транспортировке груза, их хранении и приеме. Зачастую снабженцам приходится работать и с бухгалтерскими документами.
Эффективность работы отдела должна регулярно контролироваться. Эта функция может быть возложена на генерального или коммерческого директора. Отслеживаются следующие действия:
- планирование заказов во избежание приобретения ненужных материалов;
- выбор поставщиков, список претендентов в обязательном порядке должен быть согласован с финансовой службой;
- замена поставщиков, если условия соглашений нарушаются;
- закупка материалов на основании конкурсов – закрытых и открытых по приоритетным направлениям компании.
В сложных экономических условиях, в которых работает большая часть компаний на сегодняшний день, деятельность отдела снабжения должна оптимизироваться:
- представителям малого бизнеса не следует заниматься долгосрочным планированием. Оптимальное решение – рассчитывать реальные потребности на месяц. Запросы по материалам желательно удовлетворять лишь по живым заявкам;
- необходимо пересмотреть отношения с поставщиками, так как цены регулярно меняются. На рынке появляются новые компании, согласные на сотрудничество на более выгодных условиях;
- с недобросовестными партнерами, которые систематически нарушают условия договоров, нужно разрывать контракты;
- не нужно стесняться торговаться с поставщиками. Отдел снабжения может требовать скидок, пересмотра графика выплат за поставки;
- регулярно должна проводиться инвентаризация запасов для выявления невостребованных материалов. Излишки можно использовать под нужды компании.
Как выбрать поставщика строительных материалов
При любом строительстве одна из самых существенных статей расхода – это строительные материалы. Суммарная величина зависит не только от количества/качества материалов, но и от логистики/доставки. Сотрудничество с надежным поставщиком, который может организовать своевременную доставку, а также инструменты контроля расхода материалов, положительным образом повлияют на стоимость и сроки строительства
Как выбрать надежного поставщика:
- оценить репутацию компании и опыт работы;
- выяснить специализацию;
- обратить внимание на соблюдение условий сотрудничества с другими клиентами;
- мобильность поставщика.
Когда вы взаимодействуете только с одним поставщиком, хоть и с тем, который уже неоднократно себя показывал с положительной стороны, вы автоматически соглашаетесь с предложенными им ценами. Однако, сотрудничая с несколькими поставщиками, вы можете рассчитывать на скидку или более привлекательные условия.
Лучше всего запросить как минимум три предложения от разных поставщиков, чтобы получить справедливую и конкурентоспособную цену. Желательно получить расценки в электронной форме, что упрощает последующее сравнение не только цен, но и условий поставки (сроки, расходы на доставку и т.д.).
Автоматизация закупок строительных материалов
Эффективным способом сократить издержки в строительстве является автоматизация управления движением материалов и контроля их расхода. Программный продукт БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Снабжение и склад предназначен автоматизировать процессы снабжения в строительстве и включает следующие функциональные возможности:
- формируется план на основании потребности в материалах;;
- ведется учет заявок на материалы;
- формируются заказы поставщикам;
- контролируется расход материалов;
- доступно мобильное приложение прораба для работы на терминале сбора данных (ТСД);
- резервируются материалы на складе из свободного остатка;
- событийный интерфейс позволяет организовать взаимодействие между всеми участниками процесса.
Преимущество системы – ведение учета и закупок в разрезе строительных площадок/складов.
В программе можно составить разнообразные отчеты о движении материальных запасов с различными аналитическими параметрами. Так, например, план-фактный анализ расхода МПЗ позволяет своевременно выявить отклонения от сметных норм.
Пример отчета «План-фактный анализ расхода МПЗ» в программе БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО
Работа с тендерными площадками
Блок БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Тендерные закупки в модуле «Снабжение и Склад», служит дополнением к основным его возможностям, связанным с выбором поставщиков материалов. Решение будет полезно специалистам отдела закупок для сбора предложений.
Функциональные возможности:
- определение оптимальной стоимости поставки материалов;
- отправка предложений в автоматическом и ручном режимах;
- взаимодействие с торговыми площадками через API;
- предусмотрено формирование документов для рассылки запросов.
Как эффективно управлять материально-производственными запасами строительной компании с помощью модулей программы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО? В видеообзоре эксперт компании расскажет о рекомендуемых модулях и функционале решений, которые помогут взять ситуацию с материалами под контроль.